Концепция развития сети служб медиации » МБОУ Шушенская средняя общеобразовательная школа №1
Сведения о школе
Деятельность
Актуально:
Наш адрес:
Сайты учителей школы
Учреждения района
МБОУ "Шушенская СОШ №1" » Концепция развития сети служб медиации

Концепция развития сети служб медиации
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ, НО НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА, С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2017 ГОДА. koncepciya-ministerstva-yusticii.doc [145 Kb] (cкачиваний: 64)(Скачать)

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от «___» _________ 2013 г. № _______

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СЕТИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ, СОВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫЕ ДЕЯНИЯ, НО НЕ ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА, С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2017 ГОДА

I. Общие положения

1. Концепция развития сети служб медиации (далее – сети служб медиации) в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации до 2017 года (далее - Концепция) разработана с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и пунктов 59, 61, 62, 64 и 65 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений этой стратегии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 года.
Концепция определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности - от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.
2. Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Данные механизмы:
а) обеспечивают реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;
б) позволяют вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом;
в) оказывают действенную помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;
г) содействуют образовательной системе в создании безопасного пространства, столь необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.
3. Развитие сети служб медиации направлено на:
а) создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, помощи и поддержки семьи;
б) формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей;
в) гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков;
г) улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.
4. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом российского и международного опыта развития медиации и восстановительного правосудия.
5. Конвенция ООН о правах ребенка, гаагские конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (от 1980 года), о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мерах по защите детей (от 1996 года), а также ожидаемое присоединение России к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (от 2007 года) накладывают на Российскую Федерацию международные обязательства по внедрению новых норм и стандартов работы в этой сфере, новых принципов, технологий и подходов, в том числе медиативного и восстановительного.
6. Для достижения цели и решения задач настоящей Концепции и в целом Национальной стратегии действий в интересах детей потребуется внесение изменений в действующее законодательство, в том числе в уголовное законодательство, которое в настоящее время затрудняет применение медиативного инструментария и реализацию принципов восстановительного правосудия.
7. Концепция является основой для разработки федеральных, региональных и местных (муниципальных) программ, стратегий и планов, направленных на:
а) защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, неблагополучным и оказавшимся в сложной ситуации семьям;
б) формирование механизмов по восстановлению прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
в) содействие позитивной социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений;
г) создание системы пробации.
II. Основные понятия
8. Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
«Восстановительное правосудие» - новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя. Восстановительное правосудие предполагает активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики.
«Восстановительный подход» - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление разрушенного (отношений, доверия, материального и морального ущерба и т.д.).
Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя («навешивания ярлыков»), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.
«Медиация» - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора. Медиатор при этом не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также на содержание этого решения. Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.
«Медиативный подход» - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры. Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Медиативный подход необходим и эффективен в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности в первую очередь представителям социально-ориентированных, помогающих профессий.

III. Современное состояние вопроса. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития страны

9. Забота государства о детях является безусловным приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны. Для защиты прав и интересов детей, помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков государство создало большое количество разнообразных органов и организаций. К их числу относятся:
а) центры социальной помощи семье и детям;
б) центры психолого-педагогической помощи населению;
в) центры экстренной психологической помощи по телефону;
г) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
д) социальные приюты для детей;
е) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
ж) реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
з) центры социального обслуживания населения;
и) комплексные центры социального обслуживания населения;
к) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
л) специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением; м) другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.
Однако стандарты и эффективность работы вышеперечисленных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема «лоскутного одеяла» - рассогласованности действий и многочисленности служб, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях разнообразных межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.
Продолжают развиваться неблагоприятные тенденции общественной жизни: усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают социальные лифты, размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок успешно заменяет ее чисто потребительскими ценностями, деградирует культура, нарастают разобщенность и отчужденность людей, семья как фундаментальный общественный институт, играющий ключевую роль в системе отношений, влияющих на формирование личности и благополучие детей, стоит в современном обществе на грани институционального распада. Культ насилия, агрессивность, конфликтность отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, социальные сети) и многое другое являются приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков. Все это никак не способствует формированию благоприятной, гуманной и безопасной среды для их развития и социализации. Кроме того, в школах непрерывно усложняются программы, растет нагрузка, а с ней и стрессы. В связи с усиливающимися миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур. В результате действия всех этих неблагоприятных факторов растут или остаются стабильно высокими показатели детской и подростковой преступности, правонарушений, самоубийств, асоциальные проявления (например, наркомания, детский алкоголизм, безнадзорность).
Так, в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками.
В то же время правосудие в отношении детей остается по своей парадигме карательным, усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом уголовно-исправительная система, несмотря на имеющийся прогресс в понимании необходимости ее гуманизации, особенно по отношению к детям, сохранила многие черты старой еще советской пенитенциарной системы.
Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних – один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
10. Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги.
Продвижение идей восстановительного правосудия и восстановительного подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно. Чаще всего такие усилия предпринимаются отдельными негосударственными организациями. В некоторых регионах существуют региональные программы. Однако недостаточная координация деятельности различных органов и организаций, отсутствие необходимой подготовки кадров (обученности их современным технологиям работы с детьми) позволяют говорить пока лишь об отдельных успехах.
Непросто обстоит дело и с интеграцией медиации в нынешнюю систему правосудия.
В условиях, когда количество обращений в суд превышает 25 млн. в год, именно судебная система может и должна стать основным элементом, содействующим формированию культуры мирного разрешения споров. Это является также чрезвычайно важным и для самой судебной системы, страдающей от перегруженности делами, снижения вследствие этого качества правосудия, снижения уровня доверия общества к судебной власти. При этом, чтобы квалифицированно направлять на процедуру медиации или применять медиативные навыки с целью содействия примирению сторон в суде, судьи должны пройти подготовку, которая дает им не только знания, умения и навыки медиации, но и помогает преодолеть подчас очень сильные психологические барьеры по отношению к нетрадиционным и непривычным формам работы. Так, если в целом по судебной системе мировым соглашением или иными формами примирения заканчивается менее 3% споров, то у судей, владеющих медиативным подходом, этот показатель достигает 33%.
В целом по числу споров, разрешаемых с помощью внесудебной и досудебной, медиации, статистики не ведется, но очевидно, что это количество постепенно растет, оставаясь при этом незначительной величиной относительно числа споров, переполняющих судебную систему. В тоже время идет активная интеграция Российской Федерации в развивающееся мировое сообщество и международное правовое поле с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе с вступившими в конфликт с законом.
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры – от полезных и важных до опасных (примеры – дискуссии по ювенальной юстиции, закону об образовании).
Более того, значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия в защиту прав детей выходит далеко за пределы первичного контура «ребенок-семья-школа (специальное учреждение)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество.
Таким образом, сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, эти социальные инновации - медиация и восстановительный подход, несомненно, актуальны и востребованы. С другой стороны, сложившаяся практика проведения реформ исключительно «сверху», слабость институтов гражданского общества, отсутствие системной финансовой поддержки этих инноваций замедляют их становление и развитие.
На решение этих вопросов направлена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и пункты 59, 61, 62, 64, 65 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений этой стратегии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 года.
Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей создает на федеральном уровне принципиально новые условия для развития медиации и восстановительного подхода, для развертывания широкомасштабной профилактической и коррекционной работы с целью реализации восстановительного правосудия. Фактически это государственный заказ на развитие и практическое внедрение медиации и восстановительного подхода.
Практическая реализация основных положений заключается в необходимости создания сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия (пункт 62 плана).

IV. Цель и задачи реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия до 2020 года
11. Основной целью Концепции является, как создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом, так и формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:
а) создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи, обеспечения и гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы и других так называемых трудных детей;
б) создание с использованием медиации и восстановительного подхода системы профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с детьми, в первую очередь с относящимися к вышеуказанным группам риска, внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
в) интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
г) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы для развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
д) повышение с помощью внедрения восстановительного и медиативного подходов эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего потребностям общества и европейским стандартам, оптимизация системы таких органов и организаций;
е) создание и развитие на базе сети служб медиации института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;
ж) повышение квалификации (формирование навыков медиации и восстановительной практики) работников всех органов и организаций, работающих с детьми;
з) повышение эффективности государственного управления в сфере защиты прав и интересов детей;
и) обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих в этой сфере проблем и задач;
к) развитие международного сотрудничества в области развития медиации и восстановительного правосудия с зарубежными и международными органами и организациями.

V. Структура, функции и задачи сети служб медиации
12. Создание сети служб медиации является центральным элементом настоящей Концепции и основным условием ее успешной реализации. Именно работа этих служб в тесном взаимодействии со всеми органами и организациями, участвующими в воспитании и образовании детей, защите их прав и интересов, со всеми заинтересованными институтами гражданского общества должна обеспечить решение задач, названных в разделе IV Концепции, и тем самым достичь поставленной цели, получить ожидаемые результаты.
13. Работа сети служб медиации не покрывает весь спектр задач по внедрению восстановительного правосудия, поставленных в пунктах 59, 61, 64 и 65 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 года. Сеть служб медиации является организационной основой реализации указанных пунктов:
а) в отношении пунктов «59. Разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» и «65. Создание в Российской Федерации системы пробации» - сеть служб медиации должна стать поставщиком аналитически обработанного и обобщенного опыта применения восстановительного подхода для разработки программы восстановительного правосудия и системы пробации, площадкой их апробирования, ресурсом, обеспечивающим методиками, кадровым составом, подготовку и повышение квалификации тех, кто непосредственно будет задействован в системе восстановительного правосудия в судах, в комиссиях по делам несовершеннолетних, в исправительных учреждениях, в службе пробации, органах министерства внутренних дел и т.д.;
б) в отношении пункта «61. Внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы» - именно сеть служб медиации и будет внедрять эти технологии в тесном взаимодействии с вышеназванными органами и организациями;
в) в отношении пункта «64. Организация служб школьной медиации в образовательных организациях» - сеть служб медиации станет научно-методической и консультационной базой, местом и (или) организатором обучения работников этих служб.
14. В свою очередь успех работы сети служб медиации, то есть полнота достижения цели и решения задач настоящей Концепции, во многом зависит от успеха реализации указанных пунктов плана.
При этом сеть служб медиации не дублирует деятельность названных выше органов и организаций, как государственных, так и негосударственных. Функции и задачи сети служб медиации по отношению к ним следующие:
а) научные и аналитические – исследования, анализ, обобщение, выработка и поставка идей и предложений;
б) методические – разработка и совершенствование программ, методик, технологий, прикладного инструментария;
в) обучающие – обучение специалистов, поддержание и повышение их квалификации;
г) экспертно-консультационные – помощь в оценке проблем и нахождении путей их решения;
д) координирующие – обеспечение согласованности действий.
15. Службы медиации создаются не как отдельные самостоятельные единицы, а согласно пункту 62 вышеназванного плана как единая система, имеющая координацию и управление, которые могут осуществляться в разных формах в зависимости от характера элементов – региональных служб, входящих в сеть – от прямого управления до договорных отношений.
По своей структуре сеть служб медиации представляет собой трехуровневую систему.
1) На первом уровне находится ее ядро, головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия (далее – ФЦМРВП), который является структурным подразделением ФГБУ «Федеральный институт медиации» (далее – ФИМ), находящегося в ведении Минобрнауки России.
2) На втором уровне находятся территориальные структурные подразделения (филиалы) ФИМ, деятельность которых по развитию медиации и восстановительного правосудия будет координировать ФЦМРВП. Такие филиалы планируется создать в каждом федеральном округе Российской Федерации. Кадровой и материальной (помещения) базой филиалов могли бы стать крупнейшие университеты, в том числе федеральные университеты (на договорной основе).
3) На третьем уровне создаются службы медиации в регионах - провайдеры медиативных и восстановительных технологий. Они и выполняют основной массив практической работы по защите детей, профилактике, реабилитации и коррекции с помощью медиации и восстановительного подхода. Количество таких служб может рассчитываться, исходя из численности детей, плотности населения, уровня преступности среди несовершеннолетних, развития транспортной инфраструктуры и других факторов. Главным критерием здесь должно быть обеспечение реальной доступности сети служб медиации для всех нуждающихся в помощи и защите.
16. В рамках организационной структуры функции и задачи сети служб медиации:
1) Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия (структурное подразделение ФГБУ «Федеральный институт медиации»):
а) общая координация работы сети;
б) координация работы сети с государственными органами и институтами гражданского общества, с общественными организациями, в том числе по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для развития медиации и восстановительного правосудия;
в) методическая работа (разработка программ обучения и просветительских программ, новых методик и технологий практической работы);
г) научно-исследовательская, аналитическая и экспертная работа;
д) сертификация и аккредитация участников сети;
е) обучение тренеров медиаторов, методистов-тренеров, методистов для формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, руководителей и методистов сети служб медиации, поддержание и повышение их квалификации;
ж) информационно-просветительская работа, сотрудничество со средствами массовой информации, институтами гражданского общества; з) международное сотрудничество.
2). Филиалы ФИМ в федеральных округах:
а) координация работы сети региональных служб медиации;
б) формирование организационно-управленческой модели развития медиации и восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
в) методическое и консультационное сопровождение работы сети региональных служб медиации;
г) обучение работников служб сети, а также служб школьной медиации, поддержание и повышение их квалификации;
д) экспертная и аналитическая работа;
е) практическая работа;
ж) информационно-просветительская деятельность.
3) Службы медиации на региональном уровне:
а) практическая работа с детьми, семьями, судами, службой пробации, школами, исправительными учреждениями, комиссиями по делам несовершеннолетних иными организациями;
б) адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и местной специфики;
в) обучение работников различных организаций по краткосрочным программам.
17. Возможны несколько вариантов создания сети региональных служб медиации, их организационно-правовых форм, способов вхождения в систему сети служб медиации, форм и механизмов координации и финансирования их работы:
а) создание в качестве структурного подразделения филиала ФИМ (возможно только по месту нахождения самого филиала ФИМ);
б) создание новой организации с участием ФИМ как единственного учредителя;
в) создание новой организации с участием ФИМ как соучредителя наряду с другими соучредителями – гражданами и (или) юридическими лицами;
г) создание новой государственной или муниципальной организации;
д) создание в качестве структурного подразделения уже существующей государственной или муниципальной организации (например, центра социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних);
е) создание новой частной организации (возможно участие государственных и (или) муниципальных организаций как соучредителей);
ж) привлечение к работе существующей профильной или близкой по профилю организации.
Предположительно, варианты д) и ж) будут наиболее распространенными.
Там, где служба медиации является юридическим лицом (все варианты кроме а) и д)), она по своей организационно-правовой форме должна относиться к некоммерческим организациям.
Там, где служба медиации является юридическим лицом или структурным подразделением иного (не ФИМ) юридического лица (все варианты кроме а)), ее вхождение в систему сети служб медиации осуществляется через сертифицирование, а координация и финансирование (как один из источников, например, через заказы от ФИМ или гранты от ФИМ) - через договорные отношения с филиалом ФИМ (действующим от имени ФИМ по доверенности), самофинансирование, софинансирование из региональных и (или) муниципальных источников.
Там, где служба медиации не является по форме собственности государственной или муниципальной (все варианты кроме а), г) и д)), ее взаимодействие с ФИМ может рассматриваться как государственно-частное партнерство.
Именно региональные службы медиации должны вести конкретную практическую работу по защите прав и интересов детей, профилактике конфликтов и правонарушений, куда обращаются нуждающиеся в помощи – сами или по направлению (рекомендации) других организаций. И региональные службы самостоятельно принимают участие в ситуациях, где есть конфликт, правонарушение, неблагополучная ситуация. 18. Новизна восстановительной и медиативной тематики требует от региональных сетей служб медиации также уделять особое внимание информационно-просветительской деятельности среди населения, в конкретных коллективах и организациях.
Инновационный характер медиации и восстановительного подхода, высокая ответственность за судьбы детей, к которым они применяются, предъявляют высокие требования к организациям-провайдерам таких технологий. Поэтому только соответствующие этим требованиям, то есть прошедшие сертификацию организации должны включаться в сеть служб медиации, получать статус региональной службы. Критерии, по которым должна проводиться такая сертификация, будут разработаны ФГБУ «ФИМ». Кроме того, для постоянного контроля за уровнем работы сертифицированных организаций по вопросам медиации и восстановительного правосудия имеет смысл разработать систему мониторинга и специального аудита.
19. Достижение поставленных задач невозможно без профессионально подготовленного кадрового состава. Важность и ответственность этого вопроса многократно усиливается тем обстоятельством, что развитие медиации и восстановительного правосудия никак нельзя в силу их новизны отнести к задачам, которые могут решать просто опытные и хорошие работники, имеющие обычное и достаточные для их привычных трудовых функций образование в области педагогики, психологии или юридическое образование и квалификацию. Внедрение таких инноваций, овладение медиацией и навыками восстановительной практики – все это потребует от работников сети служб медиации специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а значит и специального обучения. Такое обучение должно быть достаточно объемным, хотя и укладываться в рамки повышения квалификации (ориентировочно 72 – 576 часов), и в то же время массовым, без чего доступность медиативно-восстановительной помощи не будет обеспечена.
20. Центральным звеном сети служб медиации должен стать Федеральный центр медиации и восстановительного правосудия (ФЦМРВП), формируемый на базе ФГБУ «Федеральный институт медиации», обеспечивающий потребности как в научно-методическом сопровождении, кадровом составе медиаторами-тренерами и тренерами-методистами, так и в сертификация участников сети служб медиации. Сложность кадровой ситуации состоит еще и в том, что тренерско-преподавательский состав для такого обучения пока невелик, а значит надо обучать не только работников, но и тренеров, а также методистов-тренеров. По предварительной оценке только методистов-тренеров необходимо подготовить по программе профессиональной переподготовки (516 часов) около 1800 человек.
Обучение медиации и восстановительному подходу не может быть разовым. Эта область знаний и практики стремительно развивается, кроме того, она требует от человека постоянной работы над собой, самосовершенствования. Все это обусловливает необходимость постоянного поддержания профессиональной компетентности и регулярного повышения квалификации работников всех уровней.
Инновационность вопросов медиации и восстановительного правосудия вызывает естественный интерес к этой тематике со стороны студентов близких специальностей и молодых ученых. Информационные мероприятия в их среде, привлечение их к работе сети служб медиации помогут начинать подготовку квалифицированных кадров с более ранних ступеней.
Новизна и высокая ответственность восстановительной и медиативной деятельности вызывает необходимость разработки системы аттестации и сертификации работников сети служб медиации и специалистов, занимающихся медиативной деятельностью в различных сферах, включая разработку критериев и показателей эффективности работы для основных категорий руководителей и специалистов. Делать это необходимо, в том числе на основе профессионального стандарта по медиации как самостоятельного вида деятельности, который разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. Этот стандарт должен включать блок трудовых функций, имеющий общий («сквозной») характер для всех видов деятельности, связанных с общением (социальная сфера, управление) и в первую очередь с работой с детьми.
21. Службы медиации должны работать в тесном контакте с другими органами и организациями по защите прав и интересов детей. Поэтому эффективность работы сети служб медиации и всей системы в целом будет зависеть от уровня профессиональной подготовки, знания и понимания основ медиации и восстановительной практики работников и сотрудников этих организаций. Их обучением, подготовкой также до
Вход на сайт
Логин
Пароль
 
Опрос на сайте

Учиться
Общаться
Учиться и общаться
Я не хожу туда
Я там работаю, я учитель lol


Популярные новости
» ГТО
» Олимпиада по праву
» День матери
» «Мы - пятиклассники»
» День матери
» «Сохрани свою и мою жизнь на дороге!»
» День матери
» День матери в детской библиотеке
» Акция ПДД 9кл
» 7Б правила дорожного движения

"Государственные символы Российской Федерации"





Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Погода
Реклама

Персональнныеданные.дети


Азбука детской безопасности



Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского









Copyright © 2009-2016
ShushSchool1.Ru